«Томская область в математических задачах» Сборник математических задач для 1-4 класса.

Приоритетной целью современного образования является развитие личности человека. В августе 2014г. на съезде учителей Томской области губернатор Сергей Анатольевич Жвачкин затронул вопрос о более глубоком изучении природы родного края, так как в современных условиях мы должны формировать экологическое мировозрение. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС нового поколения, перед нами стоит одна из основных задач образовательной деятельности формирование творческой личности обучающегося, способного к самообразованию, саморазвитию, инновационной деятельности. Решение этой задачи видим в разнообразных формах индивидуализации деятельности каждого обучающегося, в совершенствовании его творческой индивидуальности. Таким образом мы решили разработать сборник задач для начальной школы, который расширить кругозор в области краеведения и биологии, а также позволяет рассуждать, сравнивать и делать выводы. Представленный материал отражает результаты нашей многолетней творческой деятельности. Владея теоретическими знаниями в области математики и природоведения нами разработаны и составлены задачи разных типов по основным разделам для начальных классов. Решение таких задач, которые представлены в сборнике, способствуют реализации компетентностного подхода в обучении. Основой задач послужили цифровые данные материалов газет, журналов, статистических справочников и энциклопедий о Томской области. Цель сборника: помочь учителю, особенно начинающему, в изучении и решении учащимися познавательных задач по математике, на основе краеведения. Задачи данного пособия могут быть использованы при проведении устного счёта, математических разминок, математических диктантов ,для закрепления и повторения материала, для индивидуальной работы, для дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы учащихся, при самостоятельной подготовке дома, для проведения внеклассных мероприятий, на занятиях математического кружка или кружка по природоведению. Задачи составлены с учётом принципов межпредметности, что позволяет обогатить знания учащихся по географии, природоведению, экологии, краеведению. Кроме того, задачи сборника позволяют учителям начальных классов активизировать учебный процесс, развивать у обучающихся мышление, внимание, память, речь, воображение. Материал может быть интересен учителям начальных классов, обучающимся и родителям. Актуальность. Умение решать задачу является высшим этапом познании математики и развития обучающихся. С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, с выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи обучающихся. В ходе решения текстовой задачи формируются умение переводить ее условия на математический язык уравнений, неравенств, их систем, графических образов, т.е. составлять математическую модель. Решение задач способствует развитию логического и образного мышления, повышает эффективность обучения математике и других смежных предметов. Человечество уже много сотен лет решает задачи разного плана. Задачи ставила перед человеком природа, защита собственной жизни, постройка жилища. В зависимости от решения жизнь была то легче, то труднее. Главной проблемой в обучении математики является решение текстовых задач. Трудности с решением задач объясняется тем, что не всегда интересны условия задач. Мы решили создать сборник с интересными задачами, а также познакомить обучающихся с животным миром и географическим положением нашей Томской области. Овладение учащимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на их интерес к предмету. Обучение решению задач является долгим и трудным процессом, в ходе этого процесса мы планируем такие результаты: Личностные результаты обучения учащихся:  самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;  готовность и способность к саморазвитию;  способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;  заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;  готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;  владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем). Метапредметные результаты обучения:  владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);  понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;  активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;  умение работать в информационной среде. Предметныу результаты обучения учащихся:  умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;  умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики,  представлять, анализировать и интерпретировать данные. Данное пособие полностью соответствует новому образовательному стандарту (второго поколения). Данные задания способствуют расширению кругозора детей, поднятию их общего культурного уровня. Пособие ориентировано на учебники математики для начальной школы. Задания, представленные в пособии, эффективны для развития логического мышления, внимания, математической интуиции, культуры мышления, речи. На страницах задачника дети встретятся с привлекательными иллюстрациями, что вызовет у них эмоциональный отклик и превратит обучение в радостное событие.
Трофимова Ирина Анатольевна
04.03.19 18:31
Опубликован